- цена от 2437.05 руб. Артикул: 442 На складе: 23 |
Оглавление книги: Теория исторического процесса: Очерки по философиии методологии истории: Курс лекций / Хвостов В.М. – 3-е изд. (испр. и знач.доп.). – М.: Моск. науч. изд. при Моск. науч. ин-те, 1919. – 392 с.Введение§ 1. Необходимость философского обоснования
автор:
Хвостов В.М.
год:
1919
вес:
844.00 гр.
формат:
26×19
тип обложки:
тв. переплет
Оглавление книги: Теория исторического процесса: Очерки по философиии методологии истории: Курс лекций / Хвостов В.М. – 3-е изд. (испр. и знач.доп.). – М.: Моск. науч. изд. при Моск. науч. ин-те, 1919. – 392 с.Введение§ 1. Необходимость философского обоснования исторической науки. Спекулятивнаяи критическая философия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3§ 2. Содержание теории исторического процесса . . . . . . . . . . . . . . . . .7I. Три отдела курса. II. Метафизические вопросы философии историиIII. Философия истории и социологииОтдел первый. Место истории в системе научного знанияГлава I. Система наук§ 3. Наука ли история? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12I. Общие задачи научного знания. II. Особенности истории. ВзглядШопенгауэра§ 4. Классификация наук в ее историческом развитии . . . . . . . . . . . . . .15I. Понятие классификации. Классификация наук. Значение теории познанияII. Классификация Платона и Аристотеля. III. Средние века. IV. КлассификацияБэкона. V. Бентам. Ампер. Гегель. Конт. VI. Спенсер. VII. Вундт. РиккертГлава II. Очерк теории познания§ 5. Предмет теории познания. Различные направления . . . . . . . . . . . . . 30I. Теория познания. Ее отношение к психологии и логике. II. Различныенаправления в решении вопросов относительно: 1) происхождения познания;2) обязательности познания; 3) предмета познания§ 3. Соотношение мышления и опыта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40I. Опыт и мышление. Дискурсивность мышления. Понятия и суждения. Абстрактныепонятия. Умозаключение. II. Истина как логическое единство опыта. Логическиезаконы. III. Формы воззрения и категории. IV. Научный метод. ГипотезаИндукция и дедукция. Причинность. Эмпирический и научный законТелеологический прием. V. Чистый опыт и чистое мышление§ 7. Субъект и объект. Имманентная и трансцендентная реальность . . . . . . . 57I. Опыт внутренний и внешний. Субъект и объект. Тело субъекта. II. Бытие,независимое от сознания. Имманентизм и солипсизм. Проблема вещи в самой себеСознание вообще. Другой человек. Понятие реальности. III. Иррациональныеэлементы бытия. Социальное знание. IV. Металогические основы науки и этикиВера и знание§ 8. Причинность мира физического и мира духовного . . . . . . . . . . . . . .77I. Мир явлений физических. Закон сохранения энергии. Принцип энтропииII. Мир духовного опыта. Закон творческого синтеза. Ценности. Свободаи необходимость. Воздействие человека на физический мир. III. Общественноесознание. Культурные ценности. Коллективная психология. Гетерогония целейНауки о природе и о духе§ 9. Метафизика и наука . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89I. Метафизическая потребность. Рационалистические системы. Монизм. Три видаметафизического монизма. Панпсихизм. II. Слабые стороны всякого монизмаДуализм и плюрализмГлава III. История как индивидуализирующая генетическая наука о духе§ 10. Науки об общем и науки об индивидуальном . . . . . . . . . . . . . . . 103I. Задачи науки по общепринятому воззрению. Возражения Риккерта, Чупроваи др. II. Науки о природе и науки о культуре по Риккерту. Метод отнесенияк ценностям. III. Теория познания Риккерта. IV. Критика этой теорииV. Историческая причинность§ 11. Эволюция исторической науки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .129I. Недавнее появление истории как самостоятельной науки. II. Античный периодЗаписи о событиях прошлого. Эпическая поэзия. Логографы и Геродот. Фукидид,Полибий, Аристотель. Римские историки. Прагматическая история. III. Значениехристианства. Бл. Августин и общий характер средневековых историческихсочинений. IV. Возрождение. Макиавелли. Деление истории на основные периодыРационализм и школа естественного права. Боден. Бэкон Веруламский. МабильонV. Вико. Франция века просвещения: Вольтер, Монтескье, Тюрго, Руссо,Кондорсе. Гердер и Кант. Хладениус. Английские ист
орики, моралистыи экономисты XVIII века. VI. Реакция против рационализма в начале XIX векаГерманская историческая школа юристов. Вильгельм фон Гумбольдт. РанкеНибур. Гегель. Сен-Симон. Конт. Малль. Бокль. Курно. ЙерингVII. Реалистическое направление второй половины XIX века. Выяснение основныхфакторов исторической закономерности. События и состояния. Историяи социология. Расширение круга источников§ 12. Разделение исторических наук. История политическая и культурнаяИстория литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189I. изучение государства как предмет истории. Исторические потребности разныхобщественных наук. Культурная история. Сближение работ общих историковсо специальными исследованиями. II. Разница между историей политическойи культурной и содержание последней. III. История литературы и ее областьЭстетическое и внеэстетическое значение литературы как фактора общественнойжизни. Литература и письменностьОтдел второй. Основные принципы исторической наукиГлава I. Общее учение о факторах исторического процесса§ 13. Факторы исторического процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 206I. Понятие о факторе. II. Возражение Ковалевского. Необходимость выделенияфакторов. III. Эстетический элемент в исторической работе§ 14. Классификация факторов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212I. Человек, общество, внешняя природа. II. Факторы устойчивостии изменчивости. Сочетание этих факторовГлава II. Отдельные факторы и их соотношение§ 15. Внешняя природа как фактор исторического процесса . . . . . . . . . . .216I. Связь человека с природой. Народы культурные и некультурные. Состояниевопроса о значении внешней природы в современной науке. II. Внешняя природакак фактор изменчивости.§ 16. Человек как фактор исторического процесса . . . . . . . . . . . . . . .222I. Принципы биологической эволюции. Эволюция. Биогенетический законДарвинизм. Наследственность приобретенных свойств. Теория Дарвина. ТеорияВейсмана. Неоламарксисты. Значение отбора. Происхождение вариаций. ИзоляцияII. Физическая и психическая организация человека. Анатомическиеи психические признаки человека. Психология народов. III. Человеческие расыГобино. Лапуж. Гумплович. Попытки научной классификации рас. Их недостаткиМнение Деникера. Лингвистические группы. Общее заключение. IV. Национальность§ 17. Человеческое общество как фактор исторического процесса . . . . . . . .249I. Общество как организм. II. Культурная традиция. Отличие от инстинктаУсловия, благоприятствующие традиции. Область традиции. Польза и вредтрадиции. Отдельные классы общества и народы в их отношении к традиции. IIIДвижение населения. А. Возрастание населения. Борьба за существованиев человеческих обществах и ее особенности. Международная борьба. Действиеборьбы за существование в истории. Разделение труда и его значениедля развития общества. Теория Дюркгейма и Зиммеля. Б. Уменьшение населенияIV. Идеи и изобретения. Два вида исторической идеологии. Закон историческихравнодействующих. Порог социального сознания. Идея и идеал. Поединки идейи союзы идей. Гетерогония целей. Контрастное развитие. V. Подражание. Видыподражания. Формула Тарда и ее критика. Значение борьбы и соревнования§ 18. Отношение личности и общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .287I. Значение масс в истории. Ницше и Палант. II. Воззрения на великих людейКузена, Гумбольдта, Гегеля, Карлейля, Грановского, Соловьевых, Милля,Ренувье, Джемса. Взгляд Спенсера, Конта, Бурдо, Гумпловича, Моно. IIIУчение Лампрехта о гениях. Великие люди в истории. Всякая ли эпоха имеетсвоего героя?§ 19. Историческая психология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .299I. Дух времени. Закон исторических соотношений. Закон историческихконтрастов. II. Эволюция форм мышления и чувствования. Выводы Гобгауза,Вундта, Леви-Брюля. III. Построение Лампрехта. IV. Критика этого построенияV. Общее заключение§ 20. Исторический материализм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 313I. Отношение к материализму метафизическому. Теория Маркса и егопоследователей. Производительные силы и производственные отношенияИсторическая диалектика. II. Критика этих теорий. Духовный характеристорических явлений. Материальные и идейные потребности. Самостоятельностьидейного фактора. Потребность и изобретения. Взгляд Жореса§ 21. Закономерность исторического процесса . . . . . . . . . . . . . . . . .325I. Случай и его значение. Общий смысл истории. Общие этапы историческогоразвития, в частности схема Лоренца. II. Научный закон. Его значение дляисторика. III. Отношение исторической случайности к закономерности процессаIV. Параллели и аналогии в историиОтдел третий. Пределы исторического познания и мето
д историиГлава I. Гипотетические и метафизические элементы в историческоммировоззрении§ 22. Прогресс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 338I. Развитие идеи о прогрессе. Теории круговращения, золотого векаи прогресса. Гердер, Кант, Кондорсе, Гегель, Конт. Примеры современныхтеорий прогресса: Де-Греф, Людо Гартман, Кареев. II. Метафизическиеэлементы идеи прогресса. III. Ее этическое значение§ 23. Эволюция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 350I. Различные значения слова «эволюция». II. Есть ли в этом понятииметафизические элементы? Вопрос о духовной субстанцииГлава II. Исторический метод§ 24. Психический характер исторических данных . . . . . . . . . . . . . . . 356I. Взгляд Ранке на задачу истории. Психический характер историческогопроцесса и значение этого обстоятельства для исторического исследованияII. Рационализация, модернизация и индивидуализация исторических процессовЗначение психологической подготовки для историка. III. Этология, или наукао характере§ 25. Критика, выбор и разделение исторического материала . . . . . . . . . .364I. Особенности изучения исторических событий. История как рассуждениео документах. Виды исторических источников. Вспомогательные наукиII. Критика документов и объяснение установленных фактов. III. Относительныемасштабы. Выбор тем и фактов. Деление исторического материала. IV. Общеезначение методики исторической наукиПриложение. О преподавании истории в средней школе . . . . . . . . . . . . . 380I. Общий характер средней школы. II. Задачи и приемы преподавания истории
Добавить комментарий