- цена от 2546.25 руб. Артикул: 950 На складе: 33 |
Оглавление книги: О религии: Богословско-философское исследование. Ч. 1-2 /Галахов И., проф. прот. – Томск: Тип. Приюта и дома трудолюбия, 1911. – 624 с.Отдел I. Религия и наука в их взаимных отношенияхГлава I. Введение. Название науки. Предмет ее. Религия
автор:
Галахов И.
год:
1911
вес:
835.00 гр.
формат:
21×15
тип обложки:
тв. переплет
Оглавление книги: О религии: Богословско-философское исследование. Ч. 1-2 /Галахов И., проф. прот. – Томск: Тип. Приюта и дома трудолюбия, 1911. – 624 с.Отдел I. Религия и наука в их взаимных отношенияхГлава I. Введение. Название науки. Предмет ее. Религия и естествознаниеХристианство и дарвинизм. Взаимные отношения между религией и наукой. Почвадля сближения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1Глава II. Механизм и витализм. Причины раздвоения научной мысли. Механическоеи виталистическое направление в науке. История их возникновения. Сущностьмеханической теории и ее выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12Научная критика механизма. Происхождение клетки. Ее химический составВозникновение, рост и развитие организмов. Необратимость органическогопроцесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21Явления органического процесса, необъяснимые с точки зрения механическойтеории. Раздражимость. Размножение и наследственность. Приспособления . . . . 30Философская критика механической теории. Целесообразность и причинностьПричинность внешняя и внутренняя. Истинное зерно понятия причинностиНецелесообразные явления в организмах. Явления самой высокой целесообразностиОбъяснение явлений целесообразности, данное Кантом. Невозможность объясненияпсихических процессов с точки зрения механической теории . . . . . . . . . . .36Попытки механистов провести аналогию между органическими и неорганическимиявлениями. Одинаковость формы. Стремление к поддержанию равновесия. Рольслучая. Недостаточность механического объяснения, которое дают физиология,химия, анатомия и гистология. Явления кристаллизации и органического ростасовершенно различны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46Мнение Клода Бернара по вопросу о сущности жизни. Мнение защитников витализмаГанс Дриш, Рейнеке. Паули. Анри Бергсон. Попытка к примирению механическихи виталистических воззрений. Заключение. Слова Поля Жанэ . . . . . . . . . . .53Выводы. Механическое направление изолировало науку от религии. Виталистическоеустанавливает подлинное сближение между наукой и религией. Неустраненныетрудности. Новое движение научно-философской мысли по вопросу о значениинауки и религии и их взаимных отношениях . . . . . . . . . . . . . . . . . . .63Глава III. ПрагматизмПрагматизм как особый метод философствования. Его значение в качествепосредника между религиозными и научными знаниями . . . . . . . . . . . . . . 68Прагматическая оценка научных и религиозных принципов. Отношение прагматизмак основным идеям – о Боге, промысле и свободе воли . . . . . . . . . . . . . .72Психологическая теория религии В. ДжемсаРелигия как внутреннее чувство и личное переживание. Трудность определенияи точной характеристики религиозного чувства. Повышенный темп религиозныхпереживаний. Религиозные явления нельзя считать патологическими . . . . . . . 79Особенность религиозного чувства. Его живость и напряженность. Религиозныетипы людей душевного здоровья и дважды рожденных . . . . . . . . . . . . . . .82Отношение экспериментальной психологии к высшим проявлениям религиозногочувства. Теория подсознательного. Отвергает ли она участие Высшей Силыв явлениях религиозного характера. Оценка последних с прагматической точкизрения. Состояние святости как оправдание религии . . . . . . . . . . . . . . 87Учение Джемса касательно объективной стороны религии. Недостаточностьмистического чувства и философских доказательств. Молитва как одно из средствк общению с Высшею Силою. Подсознательная область и область сверхчувственногобытия. Реальность бытия Божия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92Мнение Джемса об отношении между религией и наукой. Одинаковость методаОбщая отправная точка зрения как звено, соединяющее науку и религиюВозражения. Опыт безличный – научный и опыт субъективный – религиозныйИх равноправность. Выводы . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96Общие критические замечания касательно теории Джемса. Положительные сторонытеории. Ограничение прав безличного разума и науки. Восстановление правличности. Сближение науки и религии на психологической почве. Недостаткитеории. Опасность крайнего субъективизма в деле религии. Непригодностьпринципа пользы. Путь к атеизму . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .103Общее заключение и переход к следующему отделу . . . . . . . . . . . . . . . 113Отдел II. О религииГлава I. Сущность религии. Вечные проблемы. Религия как акт самосознанияРешение вопроса о религии стоит в связи с вопросом о человеке, каксамосознающей личности. Религия как фактор, определяющий разумный смыслчеловеческой жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116Глава II. Всеобщность религии. Свидетельства ученых. Археологические находкиПалеонтологические открытия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .126Происхождение религии. Древние теории происхождения религии политическаяи эвгемерическая. Натуралистическая теория, защищаемая Гюйо. Мнение МаксаМюллера и теория Спенсера. Их несостоятельность к взгляду Гюйо. Основныеположения натуралистической теории по вопросу о происхождении религии . . . .131Разбор основных положений натуралистической теории по вопросу о происхождениирелигии. Базис теории. Его догматичность. Чувство страха, благоговенияи признательности. Склонность первобытного человека к олицетворениюне безгранична. Могла ли быть первобытная религия одним стремлениемк истолкованию природы и можно ли признавать ее за сплошное суевериеМнение проф. В. Несмелова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .144Анимистическая теория. Замечания по поводу этой теории . . . . . . . . . . . 151Мнение Шредера. Три религиозных первоосновы – жизнь, смерть и любовьТри вида религии: натурализм, анимизм и вера в Единое Благое Существо . . . .155Общее заключение относительно главных теорий, объясняющих происхождениерелигии. Новая постановка вопроса. Идея о Божестве, как о Личности . . . . . 162Философское решение вопроса. Идея Божества есть идея абсолютно совершенногоСущества. Она заключается в самой природе человеческого духа. Все теориипо вопросу о происхождении религии доказывают эту мысль . . . . . . . . . . .165Теория Фейербаха. Слабые стороны теории. Сознание постоянного противоречиямежду свободными стремлениями человека и внешней зависимостью. ЧеловеческаяЛичность носит в самой себе идеал Личности абсолютно свободной и совершеннойЗаключительные положения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173Глава IV. Идея БожестваЕе образование в человеческом духе. Недостаточность теоретическихрациональных доказательств. Нравственное доказательство, приводимое КантомАнализ нравственного сознания. Нравственный Закон и идея блага. Объяснениеидеи Божества из идеи блага . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .181Замечания по поводу мнения Канта об образовании идеи Божества. Рациональныйхарактер нравственного доказательства и его внутреннее противоречиеСмешение религии и морали. Недопустимость такого смешения. Истинный характернравственного Закона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186Мнение Декарта о врожденности идеи Божества. Гносеологический принципв приложении к вопросу об образовании религиозных представлений и понятийВзаимодействие субъекта и объекта. Условия действия Божества на человеческийдух. Необходимость сверхъестественного откровения для правильного познанияо Боге . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192Глава V. Характер первобытной религииМнения Юма, Гегеля и Конта. Их несостоятельность. Характер первобытногомонотеизма. Свидетельство Библии. Предания народов. Гипотеза энотеизмаМожно ли считать монотеизм абсолютно совершенной формой религии . . . . . . .199Глава VI. Главные направления человеческой мысли по вопросу об отношенииБожества к мируДеизм и пантеизм. Возрождение древнего деизма и пантеизма в научно-философской эволюционной теории. Идея пантеистического единства, принятаяГеккелем. Пантеизм Спинозы, Шеллинга и Гегеля. Неопределенность и шаткостьпантеистического представления о Божестве . . . . . . . . . . . . . . . . . .209Оценка пантеизма. Несостоятельность пантеизма с теоретической и практическойстороны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .216Теизм. Преимущества теистического мировоззрения пред пантеистическимПроблема зла. Учение о нравственной свободе . . . . . . . . . . . . . . . . .221Отдел III. История религииОбщие замечания и выводы. Необходимость исторического обзора главных религийдревнего мира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .227Ассиро-Вавилонская религия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 230Религия Египта . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234Религия Китая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .241Религия Индии. Религия Вед. Браманизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .245Буддизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .251Религия Зороастра . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .256Греческая религия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .260Римская религия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .265Религия Магомета – Ислам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 269Иудео-христианская Богооткровенная религияИудейство. Монотеизм. Три великих идеи Ветхозаветной религии. НравственныйЗакон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .273Христианство. Отношение к В.-Заветной религии. Догматы христианства. Путь,истина и жизнь. Тесная связь между догматическим и нравственным учениемИдеал нравственной Личности Христа и высота Его нравственного ученияБожественный характер Личности Иисуса Христа . . . . . . . . . . . . . . . . 292Оглавление II частиВведение. Вечная духовная основа жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1Отдел I. Психологические и метафизические основы христианстваГлава I. Характер христианской веры и ее объективно-историческое значениеВера апостолов, как единственный путь к внутреннему убеждению в истинехристианства. Идея о спасении – центральная идея в системе апостольскогоучения, открывающая смысл мирового бытия. Психологическая сущностьхристианства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7Глава II. Логос. Вечный смысл мирового бытия. Учение св. ап. Иоанна о Логосеи смысл этого учения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21Глава III. История возникновения христианской идеи о Логосе. Мнениерационалистов о ее несамостоятельности. Учение Филона о Логосе. Его полнаяпротивоположность учению ап. Иоанна. Самобытность идеи Логоса в прологе IVЕвангелия и повод к ее возникновению . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32Глава вечного Сыновства евангельского Логоса Факт-лингвистики, приоткрывающийтайну предвечного рождения Логоса. Тайна воплощения, как соприкосновениемежду конечным и бесконечным бытием и примирение контраста между нимиЛичность воплотившегося Логоса, сообщающая смысл человеческой жизни . . . . . 41Отдел II. Исторические основы ХристианстваВетхозаветная Иудейская религияГлава I. Исключительный характер иудейской религии. Древний монотеизм. Егопроисхождение, особенности и отсутствие в нем следов рационализма. Примирениефилософских противоречий Личности и Абсолюта в живом религиозном опытеАбсолютная святость Иеговы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .47Глава II. Несостоятельность возражений против древнего иудейского монотеизмаи его действительные недостатки. Национализация идеи Божества. Иегова – Богмщения. Восстановление чистоты первобытной религии в пророческом сознанииОткровения Иеговы: Дух, Слово, Премудрость, Ангелы Иеговы . . . . . . . . . . 55Глава III. Три великих идеи Ветхозаветной религии. Идея творения,приоткрывающая тайну Триединства в бытии Абсолютного. Философское пониманиедогмата Троичности. Соблазн гегельянства. Ветхозаветное Откровение тайныТроичности личному человеческому сознанию. Характер библейских теофанийЛичный религиозный опыт и вера – единственный способ постижения тайныАналогии триединству в мире конечном . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .65Глава IV. Идея грехопадения. Человеческая свобода. Смысл библейского рассказао грехопадении. Проблема зла. Юридическая теория, искажающая истинноезначение догмата. Сущность первородного искушения . . . . . . . . . . . . . . 77Глава V. Идея Искупления. Вечность Идеи. Ее отражение в судьбах человекаВечный смысл мирового бытия по учению ап. Павла. Идея Искупления есть идеявечного Завета, имеющая основание в тайне Триединства. Осуществление идеив мире конечном. Первобытный Завет Бога с человеком и его дальнейшая историяНарушение завета и восстановление. Смысл человеческой жизни в восстановленииистинных отношений к Богу. Судьбы еврейского народа, как носителя и хранителяЗавета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .86Глава VI. Ветхозаветный Закон и его значение в истории Мессианской идеи . . . 96Отдел III. ХристианствоГлава I. Искупление. Смысл догмата. Юридическая теория и ее границы. Главныенедостатки теории. Значение искупительного акта, являющегося подвигом всейземной жизни Иисуса Христа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101Глава II. Боговоплощение. Его возможность с теистической точки зренияУсловия Боговоплощения. Личность Пресвятой Девы. Тайна бессеменного зачатия,раскрывшаяся апостольскому сознанию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .111Глава III. Нравственный идеал Личности Иисуса Христа и высота Егонравственного учения. Отношение Христа к морали фарисеев. Человеческаяличность, пра
во и закон по учению Христа. Тесная связь между догматическими нравственным учением в христианской религии. Путь, истина и жизнь. Попыткиадогматизировать евангелие. Их бесплодность и противоречия . . . . . . . . . 125Глава IV. Божественный Характер Личности Иисуса ХристаЗнамение пререкаемо. Значение объективно-исторических свидетельствПоследствия применения их к Личности Иисуса Христа в протестантскойбогословской науке. Воззрения Гарнака на Личность Иисуса Христа. Ложьнаучного объективизма, разделяющего деистическую точку зрения. Религиозныйопыт учеников Христовых, как единственное мерило истины о Христе . . . . . . 141Глава V. Характер Божественного самосознания Иисуса Христа. БезгрешностьВласть прощать грехи, судить мир, даровать нравственный закон жизни,творить чудеса. Вопрос о евангельских чудесах. Правильная постановка вопросаСубъективный характер евангельских чудес и их объективно-историческаядостоверность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .156Глава VI. Мессианское самосознание Иисуса и его отличительные черты . . . . .167Глава VII. Царство Божие. Смысл и значение евангельской идеи о ЦарствеБожием. Осуществление Царства Божия в Личности Богочеловека. Царство Божие,как процесс внутреннего возрождения человека. Имманентный и трансцендентныйхарактер Царства Божия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172Глава VIII. Церковь. Царство Божие и Церковь. Взаимоотношение между нимиЦерковь как внешняя видимая организация. Небесный идеал Церкви. – ТроическоеЕдинство и вечная Глава ее Христос. – Объединение в Церкви отдельныхиндивидуальных стремлений и приведение всех людей в Царство БожиеПревосходство Церкви над государством. Безрезультатность попытокк объединению людей в “правовом” государстве. Церковь – идеал длягосударства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .181Глава IX. Конечные судьбы Царства Божия и Церкви. Тесная связь эсхатологиисо всем остальным содержанием христианства. Мессия Христос есть Судия всегомира. Решение некоторых возражений и недоумений по поводу догмата . . . . . .192Глава Х. Голгофа. Недоумение очевидцев пред Личностью Иисуса ХристаСознание Иисусом необходимости страданий и смерти за спасение людей. Смыслспасения не в прощении грехов, а в избавлении от греховной жизни. ИстинныйХлеб жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200Глава XI. Воскресение. Победитель смерти. Сомнения учеников и торжество верыИстина воскресения. Отношение к ней исторической критики. Противоречияв научном понимании. Личность Иисуса в связи с событием воскресенияЕстественные недоумения по поводу истины воскресения. Аргументация ап. Павлав защиту истины. Философские основания христианской веры в воскресениеАналогия. Религиозный опыт верующего. Воскресение из мертвых и начало новойвечной жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207Глава XII. Жизнь будущего века. Научно-философские основания идеи бессмертия- Пантеистические концепции. Единство сознания. – Тесная связь идеибессмертия с идеею личности. – Основание христианской веры в бессмертиев Личности Богочеловека, в Его Богосыновнем самосознании. Учение Откровенияо смерти и воскресении. – Тайна смерти. – Смерть есть сон. – Состояниесмертного сна и пробуждение. Состояние воскресших тел . . . . . . . . . . . .227Глава XIII. Утро невечернего дня. Блаженство праведных и участь грешныхДогмат о вечности мучений. Идея апокатастасиса. Объективно-юридическоепонятие догмата. Крайности субъективизма. Психология греха и ада. Примирениепротиворечий в объективно-субъективной точке зрения. Свобода человекаи любовь Божия. Положительное учение св. Писания. Пшеница и плевелы. Вечнаяжизнь праведных и вечные муки грешных. Участь людей, не знавших ХристаВзгляд ап. Павла на будущие судьбы мира и человечества . . . . . . . . . . . 244Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 283
Добавить комментарий