- цена от 1382.5 руб. Артикул: 809 На складе: 10 |
Оглавление книги: Очерки истории философии права. Вып. 1 / Бершадский С.А. -С.-Пб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1892. – 278 с.Понятие истории философии права. Цель и задача истории философии праваОбъективизм античных воззрений. Основы его в религии древних
автор:
Бершадский С.А.
год:
1892
вес:
425.00 гр.
формат:
21×15
тип обложки:
тв. переплет
Оглавление книги: Очерки истории философии права. Вып. 1 / Бершадский С.А. -С.-Пб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1892. – 278 с.Понятие истории философии права. Цель и задача истории философии праваОбъективизм античных воззрений. Основы его в религии древних арийцев. Влияниерелигиозных воззрений на организацию семьи, государства и собственности . . . .3Различные направления философской мысли в древней Греции до Сократа. ФалесЭлеаты. Ксенофан. Парменид. Его учение о бытии. Зенон. Теоремы элеатовАхиллес и черепаха. Стрела. Атомисты. Демокрит. Его учение об образованиимира из материи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17Пифагор. Основание его философской системы. Мера и число. Его этическаясистема. Гераклит Темный из Эфеса. Основной принцип его философской системыЕго взгляд на мир. Гармония мира. Воззрение его на душу . . . . . . . . . . . 23Софисты. Взгляд на софистов в сочинениях Платона и Аристотеля. Мнениео софистах английского историка Грота. Возражение Целлера против мненияГрота. Применение софистами философского учения Гераклита к миру этическому;воззрения их на богов. Реакция против учения софистов . . . . . . . . . . . . 28Сократ. Воззрения Сократа на мудрость. Задачи философии Сократа. Соотношениемежду речью и природой вещей. Что заслуживает в человеке изучения? Что такоечеловеческий разум? Основная мысль этики Сократа. Что такое добро, знаниекоторого делает человека добродетельным? Эвдемонизм Сократа. Взгляд егона государство. Занятие государственных должностей. Философы Сократа, какотправные пункты различных философских систем . . . . . . . . . . . . . . . . 30Платон. Учение Платона об идеях. Знание. Задача Платоновской диалектикиИдеи. Материя. Соотношение между миром материи и миром идей. ВоззренияПлатона на душу. Предсуществование душ. Учение Платона о мире. Этическоеучение Платона. Основная мысль “Апологии”. Понятие закона в “Критоне”Задача диалога “Горгий”. Мнение Сократа о риторике. Риторика и софистикаЗначение диалектики для души. “Протагор”. Воззрения Платона в этом диалогена справедливость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39Воззрения Платона на право и государство, выраженные в сочинении “Политик”Что такое государство? Характер деятельности государственного человекаСущество и значение различные форм правления. Три основные формы правленияОтправной пункт сочинения “Политейа”. Определения справедливости. Связьучения о справедливости в государстве с учением о справедливости в отдельномчеловеке. Организация государства: рабочие классы, воины. Задача этого классаСемья и собственность. Воспитание детей. Брак. Класс мудрецов. Реализацияидеи справедливости в Платоновском государстве. Отношение доктрин, изложенныхв “Политейа” к современным Платону политическим взглядам. Отношенияк христианству. Основный принцип государства в сочинении Платона “Законы”Воззрение Платона на свободу воли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52Аристотель. Сочинения его. Критика философского учения Платона об идеяхНаучное познание. Значение силлогизма. Знание. Индукция. ДефиницииОпределение вида и рода. Соотношение между материей и формой. Процессмировой жизни. Целесообразность мира. Что есть добродетель? Целичеловеческой жизни в связи с отличием человека от всего остального мираДвоякого рода психическая деятельность нашей души. Принципы человеческойдеятельности. Добродетели дианоэтические и этические. Aurta mediocritasЧем она определяется? Справедливость в точном смысле. Справедливостьуравнивающая и распределяющая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62Основания общения людей. Дружба. Семья, как первая основа государстваОпределение государства Аристотелем. Отличие государства от других формобщежития. Индивидуум, семья, община, государство. Цель государстваВоззрение Аристотеля на рабство. Критика воззрений Платона. Основныеэлементы государства. Формы правления. Начал
а, определяющие формуправления. Задача правительства. Вырождение правильных форм в извращенныеТребования государства к гражданам. Какой класс нужен для идеальногогосударства? Население идеального государства. Какие граждане в немдолжны быть признаны к управлению. Относительно – лучшее государствоПри каких условиях государство может быть прочно . . . . . . . . . . . . . . .74Античная философия после Аристотеля. Субъективное и объективное направлениеСубъективные сократикиЦиники. Антисфен. Его взгляды на добродетель, счастье, свободу. Идеалмудреца. Воззрение циников на природу права и нравственностиСтоики. Их основные философские взгляды. Материя, человек и мир. ДушаВзгляд стоиков на мир, Бога и разум. Взгляд на жизнь и смерть. Идеалстоиков. Воззрение стоиков на государство . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92Эпикурейцы. Исходная точка эпикурейской философии. Взгляд Эпикура на богови на мир. Загробная жизнь. Связь души с телом. Физика Эпикура. Цель жизнипо учению Эпикура. Воззрение Эпикура на право и государство. Идеал мудреца . .95Скептики (Пиррон). Сущность воззрений скептической философии. Состояниенаблюдателя. Положение вещей к наблюдателю. Изменение качеств. Влияниепривычки. Что такое причина? Воззрение скептиков на божество. Бог существоконечное или бесконечное? Скептик Карнеад. Воззрения его на естественнуюсправедливость. Мистическое направление. Воззрение Неоплатоников на божествои мир. Падение философской мысли в ГрецииХристианство. Положение римского государства перед появлением христианстваПринципы, внесенные христианством в мир. Принцип любви. Равенство. Церковьи государство. Нравственность и правоРим и варвары. Падение Западной Римской империи. Причины этого падения . . . 105Рим и варвары. Картина семейного и общественного быта варваров у Тацитаи Цезаря. Мнение Гизо и Литре. Взгляды на варваров Отцов ЦерквиСостояние Европы с VI по X в. Колонизаторы опустошенных римских провинций:Монахи. Бароны. Королевская власть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108Схоластика. Фома Аквинский. Учение его о верховной цели всего бытияЦели человеческой жизни. Понятие закона. Отношение церкви и государстваВозрождение наук и искусств. Города. Их влияние на изменение отношенийсредневековой жизниДекарт. (1596 – 1650), как основатель рационализма. Его сочинение: “De primaphilosophia”. Отправной пункт его философии (“Cogito, ergo sum”). Критерийдостоверности. Вывод Декартом бытия Бога. Суждение, как источник истиныи заблуждения. Представления. Идеи. Представление бесконечного. Идеябесконечности. Наш разум. Предметы нашего познания. Дух и тело. ПротяжениеИз чего складывается мир? Субстанции. Взаимодействие духа и материи. Чемопределяется человек в своей деятельности? Разум, как источник познания . . .127Объективный рационализм. Спиноза. Первопричина всего. Божество иобъективный разум. Логический пантеизм. Взгляд Спинозы на право,государство, государственную власть и права поданных . . . . . . . . . . . . 136Субъективный рационализм. Отправной пункт. Значение субъективногорационализма. Задача субъективного рационализма. Сущность его. Взглядына разум приверженцев субъективного и объективного рационализмаПриложение Гуго Гроцием начал субъективного рационализма к учениюо праве и о государстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .139Учение рационалистов о праве. Основные положения естественного праваЗадача естественного права. Вывод прирожденных прав из свойств нашего “я”Свобода слова, право передвижения и проч. Неизменность и неотъемлемостьприрожденных прав. Приобретенные права. Различие в возникновении междуприрожденными и приобретенными правами. Как объяснить неравенство прав?Естественное состояние. Возникновение государства. Права государственнойвласти. Ее пределы. Логические противоречия в учении о прирожденных правахНеограниченность свободы. Обязательность и необязательность договораПротиворечия в учении о государстве у Гоббза и у Руссо . . . . . . . . . . . 144Учение школы естественного права о различии между правом и нравственностьюПраво и нравственность в античном Мире. Христианство. Право и нравственностьу Г. Гроция и Пуффендорфа. Томазий и Кант. Принудительность права в качественормы и произвольность права в качестве правомочия. Различие права инравственности у Фейербаха. Столкновение нравственного закона с юридическимУстранение этой несообразности Кантом. Несостоятельность этого устраненияДальнейшие противоречия. Сходство и различие между римским и естественнымправами. Понятие о личности (persona) в римском праве. Личность с точкизрения естественного права. По
строение французского гражданского кодексана разуме. Заслуги рационалистических систем. Значение рационализмав учении о праве и государстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152Гуго Гроций. Сочинение его: “De jure belli ас pacis” 1625 г. Задача егоДоказательства существования оснований права в разуме: a priori иa posteriori, умозрением и опытом. Основания естественного законав природе человека (appetitus societatis). Цель общежития. Естественноеправо в собственном смысле и в обширном смысле. Отличие естественногоправа от положительного. Подразделения последнего; источник егоОпределение государства Гроцием; цель государства; отличие егоот других форм общежития; происхождение государства. Верховная властьв государстве права ее. Принадлежность верховной власти. ПеренесениеГуго Гроцием на государственную власть понятий частного праваНевозможность правомерного сопротивления государственной властиОсновные черты теории правового государства в сочинении Гуго Гроция . . . . .161Гоббз. Его сочинения: “De cive” (1642 г.), “Левзафан, или материя,форма и власть государства” (“Leviathan or the matter, form and powerof a commonwealth”). Философское учение Гоббза. Механическое воззрениена мысль. Учение о механической деятельности и управляющих ею законахТочка отправления Гоббза в изложении политического учения; состояниеприроды. Сущность человеческой природы. Естественное право: следствияего. Основной закон природы. Производные законы. Единая воля государстваПрава верховной власти, ее безграничность. Устройство верховной власти;преимущество монархии перед другими формами правления. Подданные, их праваГосударство и церковь. Царство Божие естественное и пророческое. Отношениегражданской власти к вопросам о поклонении Божеству в “Гражданине”и “Левиафане”. Критика учения Гоббза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169Локк. Его сочинения: “Опыт о человеческом понимании” и “Два трактатао правительстве”. Теория познания Локка. Понятия наши о сустанцияхПротиворечие этой теории. Основание нравственной теории. Понятие законовВиды законов. Определение государственной власти Локком. Естественноесостояние. Исходная точка Локка. Пределы победы. Право каждого в состоянииприроды. Точка отправления. Отличие состояния природы от состояния войныСобственность. Учение о государстве. Государственная власть. Правазаконодательной власти; границы ее. Несостоятельность этих ограниченийОтличие власти законодательной от исполнительной. Разделение властейу Локка. Правительства, приобревшие власть незаконным путем. Может лизавоевание быть правомерным основанием государственной власти? ТиранияУничтожение правительства. Государство и церковь . . . . . . . . . . . . . . 207Монтескье. Отношение политической теории Локка к исходным началам и теорииМонтескье. Воззрение Монтескье на природу человека и государство. Учениео законах вообще и о естественных законах в частности. Дух законов. Причины,влияющие на дух законов. Природа формы правления. Принцип формы правленияСоотношение с этими причинами законодательства в различных государствахПрирода и содержание различных законов. Политическая свобода. Реализацияее. Учение о разделении властей. Власти законодательная, судебнаяи исполнительная. Их организация и взаимное отношение. Обеспечениесамостоятельности каждой из властей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .235
Добавить комментарий