- цена от 1084.3 руб. Артикул: 707 На складе: 1 |
Оглавление книги: Мифы славянского язычества / Шеппинг Д., чл. Королев.Копенгаген. о-ва сев. изыскателей древности. – М.: Тип. В. Готье, 1849218 с.Глава I. Общий взгляд на развитие славянской мифологииЕдинобожие – развитие антропоморфического пантеизма.
автор:
Шеппинг Д.
год:
1849
вес:
354.00 гр.
формат:
21×15
тип обложки:
тв. переплет
Оглавление книги: Мифы славянского язычества / Шеппинг Д., чл. Королев.Копенгаген. о-ва сев. изыскателей древности. – М.: Тип. В. Готье, 1849218 с.Глава I. Общий взгляд на развитие славянской мифологииЕдинобожие – развитие антропоморфического пантеизма. Разделение славянскогомифа на три эпохи – коллективные духи – качественные божества – объективныеличности кумиров – прекращение дальнейшего развития этих личностейприменение такого разделения мифов на три эпохи к именам богов и обрядамнашего язычества. Религиозное миросозерцание Славянина – дуализм примирениявлияние чужеземных верований на славянскую мифологию – Христианство . . . . . .1Глава II. Бог – Жива и Мора – жизнь и смертьПервоначальная религия Славян – слово Бог – его значение и происхождениеПоклонение идее плодородия – преобладание женского элемента – жизнь исмерть – Жива и Мора – корнесловия – боги жизни – боги смерти – влияниеХристианства на языческое понятие смерти – Тризны и Радуницы – боги адаи зла – символическое значение льва, дракона, чуда морского и огненныхзмеев – историческое происхождение этих аллегорических представлений . . . . .22Глава III. Олицетворение идеи плодородия относительно человекаВысокое предназначение женщины относительно общего закона плодородия -mater mamella – боги родов и зачатия – Цица – Дидилия – Баба – понятиядевственной красоты, любви и плодоносного брака – Жива – Дева – Лада -филологическое исследование ее имени и значения. Мужской элемент плодородия -распространение приапизма – Тур и Ярыло. Боги бесплодия, болезни и дряхлойстарости – Хворст или Корга – его значение в Киеве – литовский Курхо -переход Корша из бога болезни в бога здравия – эпидемии и поветрия – Чумаили Дзума . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46Глава IV. Домовые духиЗначение этого термина – олицетворение внутренней субъективной жизничеловека – Рожаницы и Ведогоны – олицетворения страха и угрызения совести -пугалища 0 волхвы и ведьмы – историческое существование их и переходв религиозные мифы Славян. Домовые в собственном смысле, как хранители домаи его принадлежностей – Пан Чур – божества менее известные или сомнительногосуществования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67Глава V. Олицетворение идеи плодородия в царстве животныхЖивонна и Марцана – жизнь и смерть – смешение этих понятий. Велес, скотийбог – частные покровители скота и других домашних животных – боги охоты,поветрия и эпидемии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80Глава VI. Боги растительного царстваПонятие весны и осени – Веснянки и Оснянки – Весна и Освена – значение летаи зимы – духи полевой и лесной растительности – Бор, бог лесов – частныепокровители отдельных растений – значение славянского Вакха. Боги бесплодиярастительного царства, засухи и неурожая – Кродо и Гладолет – переход егов Житоврата, бога изобилия хлебов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88Глава VII. Боги неорганической природыОлицетворение земного материка и минерального царства – боги кладов -подземные и горные духи. Значение воды в славянском мифе – коллективныеводяные духи: Русалки, Мавки, Дедушки и Водняки – Первоначальное значениеКупалы и Ледника – Купало и Купальница – Вода, бог воды – переход егозначения к скандинавскому Одину – другие названия славянского Нептуна . . . . 98Глава VIII. Боги неба вообщеЧужеземное направление славянского язычества. Тождество Световита, Радегастаи Перуна – слово вит (wicht) – его происхождение – Радегаст, не настоящееимя бога Ретры – Перун не первоначальное имя славянского громовника -появление немецкого Тора в славянских мифах – боги войны и боги грома -русские и иностранные слова и географические названия, происходящиеот имени Тора – Тор есть Твор, творец – тождество его с Сворогом и ДажбогомТождество Велеса с Ваалом – значение быка – филологическое исследованиекорня вал, ба
л, бел, бел – боги, происходящие от этого корня – Белос -Беленус, значение этого слова – тождество Беленуса с Белбогом – ЧернобогСоботка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .111Глава IX. Боги небесных светилДревнейшие памятники Славян о почитании небесных светил – девы солнца -луна – звезды – олицетворения разных фазисов денного кругообращения солнца -боги зари, полдня, вечера и ночи – весеннее и осеннее солнце: жар и свет -лето и зима – Яровит, Световит, Боревит и Каревит. Аллегорическое значениемногоголовных кумиров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .143Глава Х. Боги атмосферыПерун – происхождение его имени – первоначальное название бога грома -переход от понятия грома к понятиям ветра и дождя – ветер – Похвист иСтрибог – значение слова стри – боги сырости и дождя – боги ветра инепогоды – скандинавский миф о Кари – боги холода и мороза. Перенесениеэтих значений на Христианские имена . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .153Глава XI. Боги огня и войныЗначение огня в славянском мифе – обоготворение огня, как стихии -поклонение огню как символу богов неба – жертвоприношения – Бадныйвечер – аллегорическое изображение молнии – Змоки и Змокасы. Боги войны -первоначальное значение Разводица и Лада – позднейшие кумиры богов войны -обоготворение знаменитых витязей – Радегаст – Сворог – Полкан . . . . . . . .163Глава XII. Праздники и времяисчисление древних СлавянНесуществование абстрактного понятия времени – относительное понятиевремен года по явлениям земной природы – остатки оного в сельском бытурусского народа – главные праздники земной природы – астрономическоеизмерение времени – праздники Яра и Световита – значение Купалы и Колядыи примирение в них враждебных начал религии земли и религии солнца . . . . . 177
Добавить комментарий